Судьба «Адониса»: «татарский лофт» Табриса Яруллина или московский «Флакон»?

Пока здание обанкротившейся фабрики Роберта Мусина рвут конкурсные управляющие, на него множатся претенденты

ИЗ ШВЕЙНИКОВ — В ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ

Здание бывшей швейной фабрики «Адонис», обанкротившейся как часть империи Роберта Мусина, присмотрела для себя креативная татарская молодежь под руководством председателя всемирного форума татарской молодежи Табриса Яруллина. Он хочет организовать здесь центр современной татарской культуры, о необходимости которого говорится уже не первый год. Как уже писал «БИЗНЕС Online», на прошедшей итоговой коллегии министерства культуры Татарстана Яруллин вместе с руководителем фонда поддержки современного искусства «Живой город» Инной Ярковой продемонстрировал президенту Татарстана Рустаму Миннихановуи министру культуры РФ Владимиру Мединскому свой проект «Культурный квартал центра Казани», куда также входит и здание «Адониса». «Есть „Угол“, есть пространство бывшего ЗАГСа, подземная галерея на Баумана, учебный театр на Профсоюзной, здание фабрики „Адонис“, еще совсем не обжитое, и ТЮЗ на Островского, который будут переделывать. На наш взгляд, все эти точки могли бы изменить содержание центра Казани и, в частности, улицы Баумана, потому что она больше воспринимается как место торговли. Важно, чтобы это пространство превратилось в площадку, где генерируется современная культура», — рассказал тогда «БИЗНЕС Online» Яруллин. По его словам, в бывшем здании «Адониса» планируется сделать татарский культурный центр, который мог бы стать одновременно театральной, музыкальной и фестивальной арт-площадкой.

«Этот проект неоднократно презентовывался в том числе президенту Татарстана и министру культуры республики. И получил одобрение», — рассказал «БИЗНЕС Oline» Яруллин. По его словам, со стороны руководства республики есть указание получить здание бывшей фабрики в собственность Татарстана. Дело лишь за соответствующим распоряжением кабмина, которое пока, впрочем, затягивается. Согласно этому поручению, республика, выкупив здание фабрики, должна будет передать его мэрии Казани, а та, в свою очередь, уже в пользование татарской молодежи.

Там же, на коллегии минкульта, прозвучало, что здание уже нужно выкупать. Минниханов обратился к Ильдару Сибгатуллину, начальнику управления строительства, транспорта, связи, ЖКХ и дорожного хозяйства кабмина РТ, с вопросом: «А что там с „Адонисом“, на чем остановились?» Сибгатуллин ответил, что идет процесс банкротства. Президент РТ дал поручение держать этот вопрос на контроле и оставить здание «Адониса» в ведении республики, чтобы не забить его очередными офисами и торговыми центрами, а организовать там именно культурное пространство.

«АРТ-БЛОК, РЕЗИДЕНЦИЯ, МАРКЕТ, ФУДКОРТ, OPEN AIR…»

Эта тема отнюдь не нова: Яруллин и Ко уже не первый год регулярно общаются с чиновниками разного уровня на эту тему. О том, что татарам не хватает своего центра современной культуры, своей «Смены», писал в своем блоге и наш постоянный автор Айрат Файзрахманов. «Более 70% татар уже являются горожанами, значительная часть которых не имеет никакой связи с народной, деревенской культурой. Именно через современные молодежные форматы можно вызвать интерес к татарскому языку и культуре, к национальной школе», — считает он. Но, видимо, таких лоббистов, как у Ярослава Муравьева, пробившего в аппарате президента создание «Штаба», в среде татарских общественников нет. И все же о проекте заговорили и на официальном уровне.

Летом 2018 года с креативной татарской молодежью встречался и мэр Казани Ильсур Метшин. Тогда предложение Яруллина поддержали большинство участников встречи, среди которых были обладатель «Золотой маски» Нурбек Батулла, поэтесса Йолдыз Миннуллина, основатель лейбла альтернативной татарской музыки Yummy Music Ильяс Гаффаров и другие. В ответ мэр пообещал выделить помещение под центр современной татарской культуры. «В таком большом городе, как Казань, мы точно найдем подходящее помещение», — отметил он. А на прошлой неделе Метшин упомянул в беседе с журналистами о планах восстановления комплекса зданий швейной фабрики «Адонис». Он не назвал конкретных сроков, однако сообщил, что вопрос об этом здании недавно обсуждался с Миннихановым. В свою очередь, главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева отметила, что использование пространства в качестве лофта было бы очень интересно.

Яруллин уверен, что речь идет именно об их концепции. «Улица Профсоюзная является главной точкой притяжения молодежи. Здесь расположены модные клубы, бары и кафе, учебные заведения, вписанные в историческую среду. Пространство по продвижению новой татарской культуры здесь вписалось бы идеально», — говорит при этом Яруллин.

Согласно концепции ВФТМ, в здании фабрики должно разместиться пространство современной татарской культуры, которое включит в себя арт-блок, резиденцию и маркет, фудкорт, конференц-центр и open air – площадку и объединит под одной крышей представителей креативных и творческих представителей татарской молодежи — современной татарской музыки, театра, кино, технологий, визуального искусства, моды, дизайна, образования, прикладной науки, медиа и литературы. «Цель — объединить их в одном пространстве для создания живой и открытой творческой среды, формирования татарской городской культуры нового поколения через актуальные творческие тенденции: музыка, литература, кино, дизайн», — говорит Яруллин. По задумке авторов, здесь должен расположиться большой зал со сценой-трансформером на 500 человек для проведения концертов, театральных постановок, праздников и фестивалей; открытая студия с репетиционной базой, хореографическим залом и звукозаписывающим комплексом; малый зал на 200 зрителей для проведения камерных постановок, перформансов, экспериментальных спектаклей, акустических концертов и авторских встреч, а также выставочно-экспозиционное пространство. Здесь же могли бы разместиться офисы, мастерские и помещения под выгодные условия для молодых предпринимателей, дизайнеров и представителей творческих профессий. Во дворе фабрики удачно вписалась бы летняя терраса с видом на город и веранды: пространства, предназначенные для различных мероприятий — концертов, лекций, встреч, презентаций, модных показов.

«НЕ ТОЛЬКО ЭТИ МОСКВИЧИ, НО И ДРУГИЕ РАССМАТРИВАЮТ ДАННЫЕ ЗДАНИЯ»

Впрочем, помощник президента РТ, член совета татарстанского регионального отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Олеся Балтусова в беседе с «БИЗНЕС Online» дала понять, что вопрос о выкупе зданий фабрики «Адонис» за бюджетный счет с передачей их под «татарский» проект отнюдь не решен. «Данное здание будет реализовано с аукциона согласно всем процедурам в рамках действующего законодательства. Кто купит, в чью собственность перейдет, мы не можем знать. Есть разные предложения от разных организаций, и наших, и не наших. Например, предложения от „Флакона“ по арт-кластеру тоже включают в себя культурные практики. Это собственник будет решать. Не только эти москвичи, но и другие тоже рассматривают данные здания. Поэтому, кто выиграет, с тем и будем дальше вести переговоры по размещению наших учреждений, каких-то галерей», — заявила она.

Что касается самого проекта Яруллина, то Балтусова отказалась как-либо его комментировать. «Я не видела его концепцию и не могу сказать, что она собой представляет. 5 тысяч квадратных метров фабрики „Адонис“ — это надо очень постараться их принять, чтобы они эффективно работали, — заметила она. — Реальная концепция, которую я видела, — это арт-кластер „Флакона“, я видела, как они работают, в том числе и в других городах. Но это тоже вопрос их победы на аукционе. Если у других товарищей есть крутая концепция на 5 тысяч квадратных метров — наверное, это интересно посмотреть, как-то публично заслушать».

«Дизайн-завод „Флакон“» — это торгово-выставочный и офисный комплекс в Бутырском районе Москвы на территории бывшего Хрустального завода им. Калинина. Бизнесмен Николай Матушевский в 2009 году одним из первых принес в Россию западную моду превращать заброшенные промышленные здания в креативные лофты. В числе резидентов «Флакона» — ремесленные мастерские, коворкинги, магазины дизайнерской одежды, медиа и т. д. Несколько площадок выделено для проведения всевозможных мероприятий. На волне успеха Матушевский приступил к тиражированию проекта и предлагает франшизу.

По словам Балтусовой, наибольшие опасения у нее вызывает то, что в результате торгов здания фабрики могут перейти кому-то, кто не заинтересован в развитии культурных проектов. «Мы это понимаем и переживаем из-за этого, тем более что мы сейчас занимаемся домом Михляева, проект по которому сейчас уже прошел экспертизу. В связи с тем, что там у нас будет такой детский культурный центр (образовательный центр „Ремесленная мастерская“ Музея изобразительных искусств (ГМИИ) РТ — прим. ред.)  на петровскую тему, там будут ремесленные экспозиции, конечно, мы бы хотели, чтобы была какая-то одна политика, чтобы туда (в здание фабрики „Адонис“ по соседству — прим. ред.) никакая, условно говоря, шиномонтажка или автомойка не въехала, а было бы что-то культурное. Но на аукционе побеждает тот, кто больше предлагает, и здесь нам неизвестно, как сложится перспектива».

А АУКЦИОНА ВСЕ НЕТ

Однако пока молодежь строит радужные планы, а чиновники и правительство готовятся их поддержать «в ближайшем будущем», именно это самое ближайшее будущее представляется неопределенным. Дело в том, что здания бывшей фабрики «Адонис» являются предметом судебной тяжбы между конкурсными управляющими двух компаний — ОАО «Адонис» и ООО «Реал Групп», и, пока она не завершится, здания не могут быть выставлены на торги.

ОАО «Адонис» в 2015 году продало здания швейной фабрики компании ООО «Реал Групп», учредителями которого являются Айрат Гилязов и Рафаэль Мингазетдинов  сын Ильдуса Мингазетдинова, бывшего предправления Татфондбанка и совладельца ИнтехБанка. И «Адонис», и «Реал Групп» в данный момент находятся в стадии ликвидации. В рамках банкротства ОАО «Адонис» договор купли-продажи, по которому данную недвижимость приобрела ООО «Реал Групп», оспаривается, и, как выяснилось из беседы с нашим корреспондентом, конкурсные управляющие обеих компаний солидарны в том, что какие бы то ни было разговоры о дате проведения торгов в настоящее время преждевременны. Ближайшее судебное заседание по делу состоится 12 февраля.

По оценке, проведенной «Реал Групп» в феврале 2018-го, стоимость трех зданий фабрики площадью 7 847,9 кв. м вместе с земельными участками составляет 97 млн рублей. Будут ли они выставляться одним лотом или их планируется разбить на несколько, решит залоговый кредитор — АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (МСП Банк). Он же определит окончательную цену, по которой недвижимость будет выставлена на аукцион.

Помимо стоимости и площади, в отчете об оценке также указана степень износа зданий, которая составляет от 41% до 63%: самое старое строение является ровесником Октябрьской революции, а два других построены в начале 1930-х. Здания без земельных участков оценены компанией в 44,5 млн рублей.

Так что сейчас мяч находится на стороне конкурсных управляющих, и, пока они не «доиграют» между собой, здания невозможно выкупить даже при наличии распоряжения кабмина, которого нет, и горячего желания создать городской оазис для татарской культуры — которое, надо признать, присутствует с избытком. А учитывая, что конкурсные управляющие бьются за свой процент от удовлетворения требований кредиторов, борьба между ними может затянуться, и точка в вопросе — то есть объявление аукциона —  будет поставлена еще не скоро.

Гульназ Бадретдин, Линар Фархутдинов

Источник: "Бизнес Online"