Югре пообещали «войну» на выборах

Малые партии забирают голоса у ЛДПР и «Справедливой России»

Эксперты в преддверии старта выборов заявили о рисках системной оппозиции Югры. Обострение взаимоотношений ожидают между парламентскими объединениями и малыми партиями, которые набрали необходимое количество подписей для регистрации кандидатов на выборах 2021 года. Эскалация конфликтов, по оценкам наблюдателей, может произойти в последнюю неделю кампании. Спонсоры «Коммунистов России», «Партии пенсионеров» и «Родины» уже потребовали от партфункционеров дивиденды от вложений в виде депутатских мандатов. Мнения политологов и самих участников процесса о перспективах борьбы расходятся. Ряд собеседников агентства полагают, что именно схожая риторика помогает партиям-спойлерам забрать голоса протестного электората у парламентской оппозиции. Другие спикеры увидели в создании напряжения снижение рейтинга ЛДПР и риски непрохождения в думу региона «эсеров». Впрочем, о вызовах говорят, например, и сами либерал-демократы. Правда, с их слов, они касаются лишь последующего распределения голосов, если малые партии не преодолеют 5% порог на выборах. Пока участники кампании пытаются завладеть инициативой в протестной повестке, федеральные политологи, оценивая ситуацию, указывают, что шансы политобъединений будут зависеть от того, кто заберет себе голоса неопределившихся избирателей.

В Югре обострились отношения между оппозиционными партиями. Конкурентами традиционных ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» в конфликтной политической повестке региона стали малые партии – «Коммунисты России», «Партия пенсионеров», «Родина», «Российская партия свободы и справедливости» (РПСС). Именно они, по мнению экспертов, станут серьезным вызовом для системной оппозиции.

Фото: «РИА Новости», Сергей Пятаков

Так, по данным избиркома Югры, в списках зарегистрированных кандидатов от малых партий находится более 120 человек. При этом источники, близкие к данным политическим организациям, прогнозируют активную и даже агрессивную кампанию в последние дни до старта процедуры голосования со стороны «альтернативных партий», чего ранее в Югре не наблюдалось.

«Очевидно, что эта борьба будет наблюдаться не на всей территории региона, а только в отдельно взятых избирательных округах либо населенных пунктах. Там, где и у малых партий, и у традиционной оппозиции есть ресурс для агрессивных действий. Кроме того, все понимают, что необходимо оправдать и вложенные средства спонсоров. В кампании 2021 года в Югре за карликовыми партиями стоят серьезные спонсоры, которые намерены конвертировать вложенные в политические проекты финансы в депутатские мандаты», – описывают ситуацию активные участники предвыборных процессов в регионе.

В то же время наблюдатели указывают, что появление на политической арене малых парторганизаций стало своего рода угрозой для либерал-демократов, «эсеров» и коммунистов. В первую очередь, политологи делают акцент на схожую риторику партий-спойлеров и парламентской оппозиции, которая работает на протестный электорат.

В качестве одного из ярких примеров воздействия на лояльных оппозиции избирателей участники предвыборной кампании указывают на основные тезисы кандидатов. В частности, «Партия пенсионеров» активно использует традиционную для «Справедливой России» тему пенсионной реформы, а РПСС – тезисы ЛДПР в части господства бюрократии в лице «Единой России», где тесно переплелись чиновники и лояльные им бизнесмены.

К слову, схожая риторика звучит и в выступлениях кандидата в Думу Югры от партии «Коммунисты России» Максима Логачева. В одном из последних своих выступлений претендент на мандат заявил, что ни одна из партий в окружной думе не представляет интересов простого народа. «Мы видим там чиновников в лице «Единой России», видим коммерсантов, прикрывающихся флагами ЛДПР. Давно знакомы с КПРФ, вожди которой ни в какой коммунизм не верят, а просто отрабатывают номер, который для них придумали кукловоды от той же буржуазии. Людей беспокоят простые и близкие им явления – рост коммунальных тарифов, кредитно-ипотечная кабала, отсутствие нормальных социальных лифтов. А это все – порождения той порочной системы, которую все эти разноцветные партии поддерживают и оберегают», – озвучивает свои главные политические тезисы Максим Логачев.

Опасения политологов подтверждают и актуальные социологические замеры, которые показывают, что рейтинги и позиции малых партий в регионе усиливаются и растут. Например, по некоторым округам «Партия пенсионеров» и «Новые люди» якобы практически догнали «эсеров», рейтинг которых в ряде территорий находится на уровне 3%. «Эти политические объединения становятся главными конкурентами для той же «Справедливой России» или КПРФ, фактически самоликвидировавшейся в некоторых частях округах. В глазах обывателей статичной и неактуальной выглядит и ЛДПР, которая ежегодно возвращается на выборы с неизменной риторикой и лидерами, чей рейтинг также стремится вниз», – рассуждают представители регионального политсообщества.

Впрочем, с такой постановкой вопроса не согласны активные участники выборной кампании от ЛДПР. Единственный момент угрозы для системной оппозиции, который видит либерал-демократ Виктор Сысун от малых партий, в том, что набранные ими голоса могут уйти лидеру выборной гонки.

Фото: ugra.ldpr.ru

«Закон построен таким образом, что для прохождения в Госдуму, региональный парламент или муниципальную думу необходимо преодолеть 5% барьер. Если говорить о тех малых партиях, которые зарегистрировались на выборах в Югре, то среди них я не вижу силы, способной преодолеть этот показатель. Однако в случае, если партия его не преодолевает, при распределении мандатов все ее голоса уходят лидеру голосования. Будет это «Единая Россия» или какая-то другая партия – покажет время», – озвучил возможный исход событий Виктор Сысун.

Напомним, о том, что у системной оппозиции в Югре могут возникнуть сложности на выборах, эксперты говорили еще на старте кампании, когда непарламентские партии активно начали вести сбор подписей в поддержку своего выдвижения в окружную думу. Тогда представители региональных отделений планировали собрать не менее 5680 подписей за каждое из политических объединений. Это дало основание говорить политологам о высококонкурентной избирательной кампании в 2021 году.

«Выборы этого года отличаются от предыдущих именно активностью непарламентских партий. В целом эта ситуация характерна для всей страны. Если говорить о последствиях, то в Югре она приведет к снижению рейтинга основных оппозиционеров, а именно ЛДПР и КПРФ. С учетом того, что достаточно активны на территории региона и «Партия пенсионеров», и «Коммунисты России», и РПСС, то для «Справедливой России» это и вовсе формирует риски непрохождения в думу округа», – считает президент фонда «Региональная политика» Павел Манченко.

Менее категоричны в суждениях ряд федеральных политологов, которые делают акцент на том, что политика требует персонализации и организации, а также понимания, в чьих руках оказались франшизы «малых» партий в Югре.  Однако если брать их федеральные рейтинги, то угроза системной оппозиции минимальная. «Сейчас «малые» партии стоит рассматривать как некий инкубатор для создания серьезной политической силы в будущем. В любом случае, на сегодня у всех парламентских партий есть ядерный электорат, голоса которого сложно будет забрать, поэтому между традиционной и малой оппозицией идет борьба за голоса неопределившихся людей», – резюмирует политолог Сергей Мошкин.

Ева Цигенбаум

Источник: "Правда УрФО"